17 | 06 | 2019

Урок биологии в 9 классе. «Я лично отвечаю за биосферу» или Антропогенное влияние на биосферу. Рациональное природопользование.

Цель: сформировать представление об антропогенном влиянии человека на природу Иркутской области, ввести понятие экоцентрическое мировоззрение как фактор снижения нагрузки на биосферу.

Образовательная: актуализация знаний необходимых для изучения темы по загрязнению и охране водных, воздушных, почвенных и биологических ресурсов; ознакомление с основными источниками загрязнения и их влияние на окружающую среду на примере Иркутской области.

Развивающая: развитие умений и навыков смыслового чтения; преобразования текста в интеллект-карту, развитие информационно-коммуникативных компетентностей.

Воспитательная: воспитание правильного отношения к природе как к наивысшей ценности, т.е. формирование экоцентрического мировоззрения.  

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: проектор, презентация учителя MSPP, заготовки для моделирования экологической ситуации, информационные листы для учеников, химические реактивы для демонстрации, маркеры, магниты, 4 листа А4, фломастеры – 4 набора, таблички с названиями групп, правила работы в группе, стихотворение Р. Рождественского «Монолог царя зверей».

Термины урока: биосфера, антропогенное влияние, экологический кризис, антропоцентрическое мышление, экоцентрическое мышление, потребительское общество.

Ход урока:

1. Мотивация (3 мин).

Демонстрация. Представьте, что эта прозрачная  чистая жидкость – окружающая среда (природа). Что происходит с природой, если в неё начинают вторгаться и проникать чуждые ей вещества? В водоёмы попадает нефть и нефтепродукты, которые должны содержаться в её недрах; в атмосферу попадают промышленные выбросы, выхлопы автомобилей  (природа восстанавливается, потому что ей свойственна саморегуляция). А если эти вещества и действия продолжают влиять с большей силой? Скапливаются пластиковые отходы, упаковка, вещества которые вообще не разлагаются редуцентами и многое другое (природа теряет способность к саморегуляции, не справляется).

- Предположите, о чём будет сегодняшний урок?    Ответы детей.

-Всё верно. Антропогенное влияние на биосферу.

- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

- Давайте вместе поставим задачи урока: 

1) Изучить степень антропогенного влияния на природу Иркутской области.

2) Найти способы снижения давления человека на природу.

-Работа с терминами: Биосфера, атмосфера, гидросфера, литосфера, антропогенное влияние.   Ответы детей

- Что такое экологический кризис?

- Чем экологический кризис отличается от экологической катастрофы? 

Групповая работа (2 мин).  Я предлагаю вам поработать в группах (4 группы по 4 или 5 человек) и выяснить как влияет человек на природу нашей Иркутской области. Задание для групп: познакомитесь с информацией, обсудите в группе, определите основные загрязнители вашей геосферы и обозначьте их на интеллект-карте, используя имеющиеся на доске магнитные знаки и символы. Результат работы группы представляет 1 человек, группа ему помогает.

1 группа: Основные загрязнители атмосферы Иркутской области, их источники и последствия?

2 группа: Основные загрязнители гидросферы Иркутской области, их источники и последствия?

 3 группа: Основные загрязнители почв в Иркутской области, их источники и последствия?

4 группа: Какое влияние оказывает человеческая деятельность на биосферу Иркутской области?

По результатам работы групп проходит обсуждение и создаётся интеллект-карта «Антропогенное влияние на территории Иркутской области» (на магнитной доске при помощи заготовок-рисунков, знаков и символов) – 6 мин. Беседа по И-карте: обратить внимание на взаимосвязь всех геосфер, загрязнители из одной территории проникают на очень дальние расстояния, например, аэрозольные вещества из Иркутской области обнаружены в Антарктиде. Вред ртути: ртуть и ее соединения, являются опасными высокотоксичными веществами, способными накапливаться в организме человека, нанося непоправимый вред здоровью. У человека поражаются нервная система, печень, почки и желудочно-кишечный тракт. Если люди постоянно находятся в условиях ртутных испарений, у них развивается аутизм и болезнь Альцгеймера.

- Исходя из результатов нашей работы, как вы считаете, находится ли природа Иркутской области в состоянии экологического кризиса? Кто считает, что «да, находится» - встаньте.  Кто считает, что «нет кризиса» - встаньте. (в качестве физкультминутки)

- Почему люди так поступают? Они что не осознают последствий такого агрессивного поведения в природе?      Ответы детей.

- Что движет людьми в их деятельности?   Ответы детей (стремление к обогащению, конкуренция за природные ресурсы).

- Экологическая ситуация в нашем крае далека от благополучной. Более того, Иркутская область относится к самым неблагополучным регионам страны наряду с Западно-Сибирским и Уральским регионами.

-Давайте попытаемся найти выход хотя бы из 1 экологической проблемы нашего края. На территории области находится уникальное озеро Байкал. Самое глубокое озеро, с огромными запасами пресной воды. Байкал внесён в список объектов мирового природного наследия ЮНЕСКО. Поэтому Иркутская область отвечает за выполнение международных обязательств по сохранению озера Байкал и Байкальской природной территории. Но в 1966 году на берегу озера был построен и запущен целлюлозно-бумажный комбинат.

Ролевая игра по группам.   (3 мин) 1 группа: медики – выяснить влияние БЦБК на здоровье людей, составить обращение в Законодательное Собрание области с просьбой ограничить вредное влияние комбината;  

2 группа: общественность – как общественные организации могут повлиять на решение проблемы? Задание: 1. Составить  обращение в Законодательное Собрание области с просьбой исключить вредное влияние комбината на природу Байкала.

3 группа: депутатызаконодательного Собрания Ирк. Обл. – предложить административные и законодательные пути решения проблем в ответ на жалобы общественности и медиков;

4 группа: правление БЦБК – сформулировать ответы на обращения медиков, общественных организаций, на решения Законодательного Собрания Иркутской области.

Представление результатов, беседа (5 мин).

- Сложно решать экологические проблемы? Почему?    Ответы детей (потому что нужно искать золотую середину между использованием ресурсов, получением прибыли и мерой воздействия на ОС).

Решение проблемы (3 мин): - Отблаг цивилизации человек не может отказаться, но как преодолеть экологический кризис?  (ответы детей)  

Обратите внимание на слайд (№ 12). Какую стратегию, тип мышления должен выбрать человек? (работа по слайду с терминами антропоцентрическое мышление и экоцентрическое мышление).

Экологически грамотное, рациональное природопользование становится единственно возможным путём выживания человечества. Основная сложность: для предотвращения глобальных экологических катастроф (парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные осадки, радиоактивная безопасность и др) и для рационального использования природы нужна согласованная деятельность всех человеческих коллективов, всех государств мира и каждого человека отдельно. Требуется перестройка сознания людей на экоцентрическое. Необходима, прежде всего, всеобщая экологическая грамотность. Нужно, чтобы каждый осознал, что природных ресурсов на наш век хватит, а вот для ваших детей и наших внуков - ? Охрана природной среды предполагает заботу о будущих поколениях.

Нельзя сказать, что в мире ничего не делается для сохранения природной среды. Беседа по слайду № 13.

- Что каждый из нас может сделать для сбережения природы и ресурсов?   Ответы детей (не разбрасывать мусор, участвовать в экологических десантах, самим их организовывать, в экологических акциях).

3. Рефлексия (5 мин).

Выполните 5 тестов.   Самопроверка.

--Какова главная мысль урока? (ответы учеников)

- я бы хотела перефразировать тему урока и озвучить её следующим образом: Я лично отвечаю за биосферу!

Давайте все вместе ещё раз озвучим тему урока.

Нужно помнить о том, что природа – это живой организм и в какой-то момент, если человечество не образумится, она просто избавится от человека – как от биологического вида. Природа без человека будет существовать, а вот человек без природы – нет. Состояние окружающей среды зависит от личного отношения каждого. Надеюсь, что знания, полученные на уроке, помогут Вам принимать экологически верные решения.

Домашнее задание: 1) желающие ребята могут сделать презентацию на стихотворение Р. Рождественского «Монолог царя зверей».    ИЛИ

                                 2) написать эссе на эпиграф урока «Мы не унаследовали землю от своих предков, мы взяли ее в долг у своих потомков!»