19 | 04 | 2019

Средства педагогической диагностики

для оценки образовательных результатов.

Контроль знаний является одним из основных элементов оценки качества образования.

Плохая организация контроля знаний может стать одной из причин снижения мотивации учащихся, а значит и качества образования в целом.

Оценку предметных достижений учащихся провожу по «пятибалльной» шкале. Главным преимуществом пятибалльной шкалы является простота и привычность, чем объясняется ее широкая распространенность в течение многих лет (эта шкала принята с 1944 года). Однако она имеет и ряд существенных недостатков: субъективность и слабая дифференцирующая способность. По мнению авторов системы оценки в Образовательной системе «Школа 2100» оценочная шкала используемая в большинстве школ, и в нашей тоже, построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки – несовпадение с образцом. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться. Но примененение такой системы оценки возможно в рамках всего ОУ, а не отдельного предмета.

Поэтому пока использую традиционную шкалу оценивания. Своей задачей считаю -  сознательное стремление к объективной и реальной оценке выполненной учащимся работы. Поэтому учащихся знакомлю с критериями оценивания, обсуждаю индивидуально с ребёнком полученную оценку. Критерии оценивания устных и письменных работ, практических и лабораторных работ ученики и их родители всегда могут посмотреть на стенде в кабинете биологии.

 

Для оценки образовательных результатов использую как традиционные средства диагностики, так и инновационные.

Среди традиционных средств как методы текущего контроля применяю устный опрос (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), биологические диктанты, индивидуальные карточки.

Тематический контроль:

  • Контрольная работа. Чаще всего она рассчитана на весь урок. Например, контрольная работа в форме ЕГЭ или разноуровневая контрольная работа. Применяю в 6 – 8 классах
  • Зачёт: устный (по заранее обозначенным вопросам)
               письменный (например, зачёт-вертушка)
    Зачётную систему оценивания знаний ввожу с 9 класса. Она позволяет формировать самостоятельность и ответственность. При подготовке к зачёту по теме учащиеся детально прорабатывают весь материал как на репродуктивном уровне так и на продуктивном по заранее подготовленному вопроснику.Зачеты отличаются от традиционной контрольной работы тем, что предусматривается возможность пересдачи в случае отрицательного результата.  
  • Практическая работа и лабораторная работа – основной способ познания природы. Кроме того что эти виды работ являются одной из форм активизации познавательной деятельности, они являются и средством контроля. Ведь за их выполнение обязательно выставляется оценка. С их помощью можно легко оценить метапредметный результат, умение владеть и использовать лабораторное оборудование, ставить цели и делать выводы, сравнивать, доказывать, объяснять суть явлений и процессов.